Не менее важное условие - целесообразность предметов, соответствие их своему назначению. Коробочки из ракушек или грубые сувениры, которые часто привозят из южных городов, картонные вазы, сшитые замысловатым образом из открыток, в которые нельзя налить воду, ни поставить цветы, раздражают своей несообразностью. Точно так же мохнатые китайские полотенца с красными розами очень хороши для обтирания, но вовсе не пригодны в качестве настенного коврика или украшения спинки дивана.
Использованные не по назначению, они скорее портят, чем украшают комнату, нарушают, а не создают уют. Хороший «вкус человека должен проявляться не только в выборе знакомств, друзей, не только в выборе книг, в умении одеваться, но и в обстановке комнаты, жилища, в котором этот человек проводит большую часть своего времени.
Мы знаем многих девушек в общежитии, студенческом или рабочем, у которых в комнате прибрано, чисто, но неуютно. Многие из них знают, как одеваться, что им к лицу и что нет. А как украсить комнату, сделать ее уютной, порой не понимают и не знают, как приняться за это. Вкус у них еще не развит, не выработан, вот каждая из них и тащит в комнату что попало: то гипсовые раскрашенные статуэтки, то фарфоровых кур и цыплят, то коробки из пластмассы.
Когда наши друзья хотят сделать нам подарок, они с самыми лучшими намерениями покупают дорогую вазу или чашку, полагая, что самая дорогая вещь и есть самая красивая. Это заблуждение. Самая дорогая ваза вовсе не самая красивая, и часто бывает, наоборот: в простоте рисунка, в соразмерности частей, в гладкой блестящей поверхности, в насыщенности цветом таится больше красоты, чем в пышных украшениях и золоченых завитках.
Точно так же благородная фактура полированного дерева — приемника, телевизора — тоже выглядит лучше и красит комнату больше, чем, если эти предметы украшены резьбой или покрыты скатерками.
Вообще дорогие вещи не всегда вносят с собой уют и красоту. Для создания уюта не обязательно прибегать к дорогим украшениям и дорогой мебели. Простая гладкая или клетчатая скатерть или портьеры гораздо больше подходят к современной полированной мебели, чем ковровая или плюшевая скатерть или гобеленовые портьеры, сплошь затканные букетами или покрытые сложными замысловатыми узорами.
Открытая дешевая полка для книг не хуже, а иногда и лучше дорогого застекленного шкафа, так как она лучше смотрится, больше подходит ко всякой другой мебели, и книги приятней, когда они открыты, доступны, ближе к человеку. Не надо только лениться лишний раз стереть с них пыль.
Вы всей семьей решили посоветоваться, как лучше оборудовать свою квартиру или комнату. При этом нужно исходить из того, что здесь уже имеется. Решить, что можно убрать без ущерба, а какие вещи трудно заменить и в последующих шагах обдуманно и постепенно подбирать все к тем вещам, которые необходимо было оставить. Это позволит и с большим вкусом подобрать самые подходящие, самые красивые и недорогие вещи.
Очень важно чувство меры — отсутствие излишеств в украшениях, в мебели, во всем. У нас встречается еще много захламленных комнат, где наставлена масса лишних вещей. Мы часто видим, например, старинные комоды, покрытые вязаной или вышитой скатеркой, сплошь заставленные безделушками: слониками, фарфоровыми собачками, целлулоидовыми игрушками; этажерки и полочки с морскими раковинами и с массой коробочек — пластмассовых, из ракушек, просто коробок от конфет и духов; случайно подобранные поздравительные открытки и картинки, вырезанные из журналов, прикрепленные кнопками к стене.
Когда эти вещи оказываются рядом с современными, по-настоящему красивыми предметами быта — полированным строгим радиоприемником или гладким, блестящим, обтекаемой формы электрическим чайником или утюгом и т. п., то еще больше бросается в глаза их несоответствие друг другу, устарелость и несуразность.
Как не ошибиться, с чего начать?
Прежде всего, с чистоты и опрятности, с порядка во всем, и порядка постоянного, а не от случая к случаю, потому что чистота и порядок — первое и необходимое условие устройства быта каждого культурного человека. Никакая комната, даже уставленная самыми красивыми вещами, не может выглядеть уютной, если она полна грязи в углах, закоулках, под кроватью, а на вазах, книгах и занавесках толстым слоем лежит серая пыль.
Но одной чистоты недостаточно.
Второе важное условие уюта — согласованность вещей, их соответствие друг другу, как принято говорить, «единство стиля». Такого единства трудно добиться в строгом смысле этого слова, но в обычном, бытовом — вполне возможно. Нужно, чтобы вещи хотя бы дружили между собой, хотя бы не спорили друг с другом, не выделялись резкостью цвета или вычурностью формы. Не может быть уютной, привлекательной комната, в которой случайный подбор разнохарактерных вещей.
Распространено мнение, что обилие статуэток, вазочек, салфеток, этажерок создает уют. Это не так. Пустая комната неуютна, это верно. Однако в тесной комнате, где множество проходов, закоулков, человек тоже не может чувствовать себя хорошо. У него стеснена свобода движения, он не может шагу сделать, чтобы что-нибудь не задеть (или разбить), и, конечно, чувствует себя принужденно, натянуто. В такой комнате не возникает ощущения уюта, покоя.
Комната всегда рассказывает о характере и склонностях ее владельца, о его привычках, образе жизни. Не надо быть знаменитым сыщиком Шерлоком Холмсом, чтобы, войдя в комнату, по характеру и подбору вещей определить занятие и вкусы их владельца. Книги или картины, телевизор или гантели расскажут наблюдательному человеку больше, чем иное описание на многих страницах так как вещи, их подбор, их внешний вид всегда несут на себе отпечаток характера человека, который ими пользуется.
В одной комнате возникает представление о радушных, гостеприимных людях, о любви к порядку, в другой - об угрюмом, неприветливом или неряшливом человеке. Опрятная комната, аккуратно убранная в шкаф одежда, букетик цветов на столе расскажут вам о заботливой, любящей свой дом девушке. А неприбранная постель или грязная посуда на столе, одежда, небрежно брошенная на спинку стула, расскажут о неустроенном быте.
Для человека очень важно, чтобы жилище его было уютным. В уютной комнате легче дышится, лучше работается. В хорошей обстановке лучше отдыхаешь после работы.
До Великой Октябрьской революции трудящиеся жили в очень тяжелых условиях и не имели возможности создавать свои понятия об уюте и красоте. В лучшем случае они подражали вкусам и обстановке дома городского мещанства и сельской буржуазии.
Гораздо больше подходят к современной обстановке абажуры из специального плотного картона красивого рисунка. Они более гигиеничны, не так скапливают пыль. Такие абажуры идут к простой мебели, к гладким стенам, окрашенным большей частью масляной краской, к небольшим размерам комнат современного жилища. Конечно, не все картонные абажуры одинаково хороши.
Абажуры из дешевой гофрированной бумаги с оборочками, в изобилии продающиеся на всех рынках, некрасивы и поэтому не вносят в комнату уюта.
Бумажные или изготовленные из крашеных стружек розы и другие цветы, которые кое-где покупают для придания комнате красоты и уюта, вовсе не создают ни того, ни другого. Они грубы, пестры, фальшивы и поэтому не украшают, а портят любую, даже самую красивую, комнату. Бывают искусственные цветы из шелка или воска, сделанные очень искусно, о них говорят: «совсем как живые». Но даже и эти искусно сделанные цветы всегда неприятны своей мертвенностью, именно своим кажущимся правдоподобием, так как в них чувствуется подделка, фальшь, что-то ненастоящее.
Многие думают, что уют создают нарядные, цветастые обои. Однако это не так. Обои с тяжелыми пышными рисунками, с яркими крупными цветами и букетами или ковровые обои, которые люди покупают, полагая, что такие обои больше украшают комнату, на самом деле дают обратный эффект: они назойливо лезут в глаза, все время, заявляя о себе притягивая взгляд, «насильно» фиксируют внимание.
В результате получается плохо вдвойне: такие обои утомляют глаз, не дают ему отдохнуть и, с другой стороны, разрушают ансамбль в комнате, так как «забивают» все другие предметы, которые начинают казаться блеклыми и серыми на фоне этих грубых, крикливых цветов и узоров. Иное дело мелкий геометрический или растительный орнамент, скромный, неброский, ненавязчивый рисунок: он не утомляет, не раздражает глаз, способствует отдыху человека. Вместе с тем он служит прекрасным фоном для всех остальных предметов, так как выгодно оттеняет вещи, выявляя, подчеркивая их форму, цвет, красоту.
Иногда даже, если такие обои хорошо подобраны, они объединяют все вещи, находящиеся в комнате, в одно целое, служат как бы средой, в которой «живут» эти вещи. Такие обои способствуют красоте и гармонии человеческого жилища.
... - это современность предметов, из которых он состоит, и всего ансамбля в целом.
Оказывается, все, что окружает человека: мебель, посуда, утварь - живет, изменяется вместе с человеком. Она несет на себе печать своего времени, выражает, как говорится, стиль эпохи. Почти всегда по вещи можно безошибочно определить, когда она сделана, к какому времени, к какой эпохе она относится.
Мы часто еще наблюдаем мешанину из предметов, представляющих набор самых разнохарактерных, совершенно не подходящих друг другу вещей, вынужденных уживаться и соседствовать друг с другом: старомодные обои с крупными букетами, громоздкая, тяжеловесная мебель совершенно не соответствуют современному простому типу домов, современному быту и укладу жизни. Наше время любит строгость и простоту формы, гладкие, удобные в употреблении предметы. Как же может к ним подойти резная тяжелая мебель, ткани в букетах и фарфор с затейливыми завитушками?
Такое же чувство современности, ансамбля, соответствия окружающей обстановке должно быть и в одежде человека. Соответствие человека окружающей обстановке не надо понимать буквально. На человеке не должны быть те же цвета или ткани, который употребляются во внутренней отделке помещения, но, все же, отправляясь на работу, в театр, на конференцию, на стадион или просто в гости к знакомым, нужно всегда иметь это в виду. При всем разнообразии вкусов, внешнего облика человека одежда может и должна соответствовать тому месту, куда человек направляется.
Многие предметы обихода, которыми мы пользуемся каждый день, — мебель, посуда, лампа, коврик и т. п. — это в то же время предметы искусства, так называемого декоративно – прикладного искусства.
Повседневно окружая нас, эти предметы выполняют не только практические функции, но и оказывают на нас определенное эстетическое воздействие как предметы искусства. Они способны приносить нам радость, вселять бодрость, но могут также, и раздражать нас, беспокоить, омрачать настроение. Такое воздействие происходит постоянно и незаметно, оно воспитывает и формирует вкус человека, так как эти предметы окружают его в течение всей жизни — с самого раннего детства и до глубокой старости.
Одно из основных условий ансамбля — гармония предметов. В комнате ничто не должно резать глаз, не должно быть кричащих, ярких пятен, «выпадающих» из ансамбля, или предметов нелепой, вычурной формы.
Ни в одном другом искусстве подлинная красота не связана так неразрывно с соответствием предметов их назначению, как в прикладном. Форма должна выражать назначение вещи. Ваза, пепельница, лампа, прежде всего, должны быть удобны для их использования человеком.
Ансамбль - слово, пришедшее к нам из Франции. Оно означает единство, согласованность частей или предметов, объединенных в одно целое. Понятие это сложилось ранее всего в архитектуре. Всемирной известностью пользуются такие замечательные архитектурные ансамбли, как Московский Кремль, улица зодчего Росеи в Ленинграде, Версальский дворец и парк во Франции или площадь св. Марка в Венеции.
Но это понятие можно применить и в других областях. Мы часто слышим такое выражение, как «ансамбль песни и пляски», и часто говорим об ансамбле во внутреннем убранстве дома, в одежде. Об ансамбле говорится как о первейшем условии красоты. В самом деле, трудно, например, представить девушку, которая выглядела бы привлекательной, если бы она надела такие не подходящие друг к другу вещи, как красные туфли, зеленый берет, черную сумку и синее пальто. Каждая из этих вещей в отдельности могла бы быть и красивой, но в соседстве они не только проигрывают сами, но и невыгодно отражаются на внешности их владельца. Оказывается, что вещи выглядят не одинаково, когда они взяты в отдельности и когда они соседствуют с другими вещами.
Очень хорошо создать в комнате, какой- либо уютный уголок, например для чтения и отдыха: диван и журнальный столик — на него, кроме журналов, можно поставить одну красивую вещь, пепельницу или вазу, которые очень оживляют комнату. Но нельзя, раз создав уголок, оставить его таким навечно.
Расстановку мебели и деталей (лампы, вазы, горшки с цветами) надо обновлять, чтобы она не стала скучной, не надоела. «Нет ничего скучнее дома, где никогда не переставляется мебель», — говорят англичане. Поэтому железный порядок: читано расставленная мебель, стулья, выстроенные вдоль стенки «по ранжиру» — отнюдь не способствует созданию уюта.
Уют не может быть всюду одинаковым и создаваться по одинаковым меркам. Уют какого-нибудь кафе или ресторана не похож и не должен быть похож на уют жилого дома. Уютная комната молодой девушки отличается от уютной комнаты ученого. Иными словами, создавая уютную комнату или квартиру, надо, прежде всего, подумать о характере, занятиях и вкусах тех людей, которые живут в этой комнате.
...разрушает гармонию, целостность, красоту жилища.
В наше время художники и декораторы избегают применять резкие тона во внутренней отделке помещения, такие, как красный, оранжевый, синий, и предпочитают более спокойные тона. Одна из причин этого заключается в том, что в век техники и машин, интенсивного движения глаз быстрее утомляется и ищет для отдыха спокойного, ненавязчивого цвета. А чем ярче и богаче краски, тем больше они утомляют глаза. Следовательно, для глаз необходимы нейтральные тона.
Желательно ограничить количество
цветов в комнате до трех-четырех, чтобы не было пестроты, например: желтый, голубовато - красный или мягкий серый с яркими красными или синими вкраплениями (драпировка, обивка, подушка). Если мебель обита материей мягких серых тонов, то занавески яркого, сочного цвета оживляют комнату. Точно так же к спокойной мебели темного коричневого цвета идет яркая полосатая обивка и занавески.
Огромное значение для украшения комнаты имеют цветы. Внесенные в комнату, они становятся частью обстановки и должны ей соответствовать. Цветы придают красоту внутренней отделке помещения и имеют большое декоративное значение. С их помощью можно оттенить какую-либо вещь. Если в комнате стоит красный диван, то поставленные в противоположном* углу красные цветы создают гармонию цвета, поддерживают его.
Многие ученые посвящают ей целые годы жизни, множество трудов и исследований. Представители самых различных отраслей знания — физики, химики и другие, а также люди художественного творчества — живописцы, декораторы, архитекторы – с разных точек зрения изучают эту науку, пользуются ею в своих работах.
Ученые открыли, что в основе всех цветов лежат цвета спектра.
Они располагаются в спектре в таком же порядке, какой мы наблюдаем в радуге: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Спектр представляет собой непрерывный цветовой ряд с множеством переходных оттенков от красного до фиолетового. Цвета левой части спектра: зеленые, голубые, синие—принято называть «холодными», а правой части: желтый, оранжевый, красный — «теплыми».
Конечно, этими перечисленными цветами не ограничивается все цветовое богатство мира. Все цвета, которые мы видим вокруг себя, образованы различными сочетаниями этих цветов. Если мы возьмем и смешаем две краски: синюю и желтую - получим зеленый цвет; красную и желтую - получим оранжевый цвет; красную и синюю - фиолетовый. Дальнейшим сложным смешением нескольких красок можно получить огромное количество новых цветов и оттенков. Кроме этих так называемых хроматических цветов, различают еще ахроматические цвета: серый, белый, черный.
Все, что окружает человека в природе, и все, что создано руками человека: и дома, и одежда, и посуда, и машины, и книги — все имеет свой цвет. Природа щедро расцветила все вокруг нас великолепными красками: нас окружает то нежная зелень весенней листвы, то багрянец и золото осени или неисчислимое богатство красок цветущих садов и полей, неба, облаков, горных вершин.
А красота и разнообразие великолепных цветных мраморов, гранитов, яшм! А знаменитые русские самоцветы — ярко-зеленый малахит, вишнево - розовый орлец, густо-зеленый нефрит, золотисто-желтый топаз и многие другие! Даже то, что мы привыкли называть бесцветным, даже воздух и вода имеют определенный цвет.
Говоря «голубые дали», мы подразумеваем цвет воздуха, говоря «синее море», «зеленые волны» — цвет воды. Даже мостовая, каменные стены домов имеют обычно серый или серовато- коричневый цвет.
Как много связано с этим словом! Мир и покой, чистота и тепло обжитого дома, представление о заботливой женской руке, добрых отношениях и дружной семье.
Чувство уюта — одно из древнейших чувств, отмечает в своей записной книжке известный советский писатель Илья Ильф. Тяга к уюту свойственна всем людям: и старым и молодым, и мужчинам и женщинам. Об уюте мечтают усталый человек после работы, боец в землянке, одинокий парень, живущий в общежитии.
Что же такое уют, к которому все стремятся, но далеко не все умеют создать? Оказывается, это слово имеет разный смысл для разных людей и по-разному понималось в разное время.