Многие думают, что уют создают нарядные, цветастые обои. Однако это не так. Обои с тяжелыми пышными рисунками, с яркими крупными цветами и букетами или ковровые обои, которые люди покупают, полагая, что такие обои больше украшают комнату, на самом деле дают обратный эффект: они назойливо лезут в глаза, все время, заявляя о себе притягивая взгляд, «насильно» фиксируют внимание.
В результате получается плохо вдвойне: такие обои утомляют глаз, не дают ему отдохнуть и, с другой стороны, разрушают ансамбль в комнате, так как «забивают» все другие предметы, которые начинают казаться блеклыми и серыми на фоне этих грубых, крикливых цветов и узоров. Иное дело мелкий геометрический или растительный орнамент, скромный, неброский, ненавязчивый рисунок: он не утомляет, не раздражает глаз, способствует отдыху человека. Вместе с тем он служит прекрасным фоном для всех остальных предметов, так как выгодно оттеняет вещи, выявляя, подчеркивая их форму, цвет, красоту.
Иногда даже, если такие обои хорошо подобраны, они объединяют все вещи, находящиеся в комнате, в одно целое, служат как бы средой, в которой «живут» эти вещи. Такие обои способствуют красоте и гармонии человеческого жилища.
То же самое относится и к стенам, окрашенным масляной или клеевой краской. Окраска спокойных, мягких тонов так же, как и неяркие обои, выгодно оттеняет все предметы, находящиеся в комнате. А стены, сплошь покрытые рисунком - «трафаретом», так же некрасивы, как и цветастые обои. Представление об уюте очень часто связывается с таким распространенным в быту предметом, как абажур. Конечно, мягкий, нерезкий свет - общий, в центре комнаты (например, матовый плафон или люстра) - или местный - настольная или стоячая лампа, - несомненно, способствует созданию уюта.
Но часто в продаже бывают шелковые абажуры очень резких, раздражающих цветов: оранжевые, желтые, красные, ярко-голубые, с множеством оборок, шнуров и бахромы. Они перекочевали в наш век из мягких гостиных и будуаров дореволюционной поры. Однако если ранее они подходили к мягкой роскошной мебели буржуазной спальни или гостиной, то в современной простой обстановке они смотрятся чужеродным телом, нелепым сооружением с пыльными складками, давно отжившим свой век.